Виртуальная летная школа "Ил-2 Штурмовик"

Сквад вошел в состав 72AG
Текущее время: 29 мар 2024, 01:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Железо


Вложения:
22.jpg
22.jpg [ 325.35 Кб | Просмотров: 51 ]
18.jpg
18.jpg [ 389.14 Кб | Просмотров: 59 ]
14.jpg
14.jpg [ 173.17 Кб | Просмотров: 55 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
...


Вложения:
25.jpg
25.jpg [ 313.83 Кб | Просмотров: 60 ]
24.jpg
24.jpg [ 212.89 Кб | Просмотров: 50 ]
23.jpg
23.jpg [ 360.79 Кб | Просмотров: 56 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
...


Вложения:
32.jpg
32.jpg [ 346.55 Кб | Просмотров: 58 ]
31.jpg
31.jpg [ 423.49 Кб | Просмотров: 62 ]
28.jpg
28.jpg [ 394.65 Кб | Просмотров: 57 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Обратный путь


Вложения:
42.jpg
42.jpg [ 132.03 Кб | Просмотров: 67 ]
41.jpg
41.jpg [ 189.23 Кб | Просмотров: 59 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2012, 00:07 
Не в сети
Основатель сквада

Зарегистрирован: 15 сен 2010, 20:12
Сообщений: 613
Откуда: Украина,Киев
Медали: 3
За боевые заслуги (1) Орден Красного Знамени (1) Орден Отечественной войны IIст (1)
А где это?

_________________
Основатель сквада, Майор


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2012, 07:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Boot писал(а):
А где это?

Недалеко от Геленджика (Краснодарский край).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 10 дек 2012, 22:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 84
Откуда: Москва
11 декабря Евгению Яковлевичу Савицкому исполнилось бы 102 года.
В 22 года Евгений Яковлевич окончил военную школу пилотов и всю оставшуюся жизнь был предан авиации. К концу войны, генерал-лейтенант Савицкий сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. В 44-м был удостоен звания Героя Советского Союза. 5 июня 45 был награжден второй Золотой Звездой. В 48 был назначен командующим авиации ПВО, в 55-м окончил Военную Академию Генштаба. В 61 году было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 66 года стал заместителем главнокомандующего войсками ПВО страны, а с 1980 года был в Группе генеральных инспекторов Министерсва обороны.
Воспитал дочь Светлану, ставшую летчиком-космонавтом, которая совершила два полета в космос и была награждена двумя Золотыми Звездами.
Написал такие книги, как: "Небо - для смелых", "Полвека с небом", "Я - "Дракон" Атакую!", "В небе над Крымом"
Скончался в 1990 году в Москве.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 11 дек 2012, 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Савицкий пожалуй один из немногих генералов авиации принимавший участие в реальных боевых вылетах. Вот выписка из ЖБД 3 ИАК на Кубани:
"Второй вылет на штурмовку аэродрома Анапа произведен совместной группой 43 и 15 ИАП и Управления корпуса в составе 13 экипажей с аэродрома Абинская.
Перед вылетом была проведена тщательная предполетная подготовка, где конкретно была поставлена задача каждому экипажу и разработан план штурмовки и подавления ЗА и МЗА аэродрома.
Задача была распределена следующим образом:
8 экипажей 43 ИАП наносят штурмовой удар по аэродрому противника, 3 экипажа 15 ИАП подавляют ЗА и МЗА, не допуская обстрела штурмующих самолетов, и 2 экипажа производят контроль и наблюдение за результатами штурмовки.
В выполнении поставленной задачи принимали участие: командир группы капитан Волчков, мл.лейтенант Бородин, ст.лейтенант Лебедев, лейтенант Осадчиев, лейтенант Ситковский, лейтенант Иванов, лейтенант Сосегов, генерал-майор авиации Савицкий, лейтенант Маковский, лейтенант Заяц, мл.лейтенант Миронов, мл.лейтенант Андрющенко.
Взлет на задание произведен в 03.54, посадка – 04.30, на выполнение задания затрачено 36 минут.
К цели подошли на высоте 2000 метров. При подходе были обстреляны огнем ЗА среднего калибра, МЗА и ЗП. На аэродроме наблюдали большое количество бомбардировщиков в капонирах.
Лейтенанты Ситковский и Иванов атаковали зенитные точки на юго-западной окраине аэродрома с высоты 1500 метров пикируя до 50 метров. После первой атаки зенитный огонь прекратился. Мл.лейтенант Сосегов атаковал зенитную точку на северо-западной окраине аэродрома у берега моря, ЗА огонь прекратила. Вся группа сделала два захода по цели. Первый заход с восточной стороны аэродрома и второй заход со стороны моря. При втором заходе огонь ЗА был менее интенсивным. Летчики наблюдали 5 очагов пожара, предположительно подожгли 5 самолетов и кроме того повреждено 5 самолетов, подавлен огонь двух зенитных точек.
Расход боеприпасов: ШВАК – 960, РС – 50".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 мар 2013, 20:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
29.04.43 г. не вернулся из боевого задания еще один пилот 265 ИАД лейтенант Сергеев Павел Георгиевич. Место падения его самолета было обнаружено нами 22.02.2013 г. при проведении поисковых работ вблизи пос. Новый Абинского района. И снова как и в случае со старшиной Кукушкиным имя летчика удалось установить благодаря заводским номерам бортового вооружения.
Судя по разбросу обломков самолета, падал он со стороны ст. Абинская. Рядом с местом падения установлена вросшая с дерево каменная плита, на которой изображен поросший мхом самолет, высечены звезда и год – 1943. В ходе экспедиции было собрано большое количество искореженных конструкций самолетов, найдена табличка от радиатора водяного охлаждения, позволившая безошибочно установить тип самолета – Як-1, но никаких номерных фрагментов мотора, либо табличек с указанием заводского номера самолета, так и небыло найдено. В тот момент, когда начало казалось, что все наши усилия окажутся тщетными, был найден небольшой фрагмент бортовой пушки ШВАК. Внимательно осмотрев обломок, мы не обнаружили на нем номеров, но решили забрать его для передачи в музей.
Уже дома, тщательно отмыв и еще раз внимательно осмотрев деталь вооружения мы различи на ее внутренней части едва различимые цифры и буквы ЧК 503.
Самолеты Як-1 стояли на вооружении целого ряда частей 4 Воздушной Армии и ВВС Черноморского флота. При этом в нашем распоряжении были списки номеров бортового вооружения только 265 ИАД. Оставалось надеяться на чудо, и чудо произошло.
Ведомость учета ресурса оружия в частях 265 ИАД за апрель месяц 1943 года:
«…Як-1б № 48129 ШВАК № ЧК 503, УБС № АЕ 538…»
Список самолетов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265 ИАД:
«…38. 291 ИАП Як-1б № 48129, мотор М-105ПФ № 315-150, пилот лейтенант Сергеев, техник ст. сержант Кульга…».
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиационного корпуса:
«…7.Сергеев Павел Георгиевич, 1921 г.р., лейтенант, старший пилот, Рязанская обл., д. Ухолово, 29.04.43 г. не вернулся с боевого задания. Отец Сергеев Георгий, проживал по адресу: Рязанская обл., ст. Ухолово Ленинской ж.д., будка 6 км.».
Оперативная сводка № 10 от 29.04.43 г. штаба 265 ИАД:
«…2. 291 ИАП в течение дня четырьмя группами самолетов 6-10 Як-1 прикрывал войска в р-не Крымская. Проведено три групповых воздушных боя на Н= 1000-4000 м в р-не прикрытия войск с группами противника до 18 Ю-88 под прикрытием 9-12 Ме-109. В бою 14.00 – 14.10 8 Як-1 встретили 18 Ю-88 без прикрытия истребителями. В момент атаки Як-1 бомбардировщиков они сами неожиданно были атакованы Ме-109. Здесь противник применил давно им практикуемый прием держать истребителей сопровождения вне связи с бомбардировщиками и переходить в атаку в момент, когда наши истребители увлечены атакой бомбардировщиков. Элемент неожиданности для неопытного противника в таком случае соблюдается полностью.
В результате боя сбито 7 самолетов противника и один подбит. Из них: 6 Ме-109, 1 Ю-88, 1 Ме-109 подбит.
Сбито: 1 Ме-109 л-том Сергеевым, упал горящим западнее Крымская; 1 Ме-109 ст. с-том Конобаевым, упал в р-не Молдованское; 1Ю-88 капитаном Лапшиным, упал ю-з Крымская; 2 Ме-109 ст. л-т Крывяков, один упал в р-не Баканская, второй в деревне Шептальская; 2 Ме-109 л-т Лавренов, один упал в р-не Баканская, второй – Абинская. Подбил 1 Ме-109 ст. с-т Иванов.
По радио группе за действия в первом бою с поста наведения объявлена благодарность.
Наши потери – не вернулись с задания 7 экипажей, повреждено самолетов – 2.
С задания не вернулись после боя в районе Абинская, Крымская: штурман полка майор Янович, ст. пилот л-т Сергеев, ст. с-т Калашников, зам. Командира полка по полит. части майор Анисимов. В р-не Крымская: командир звена л-т Логинов, пилот ст. с-т Кулак, пилот ст. с-т Халилов».
Не смотря на то, что по данным архивных документов, лейтенант Сергеев погиб, его останки небыли обнаружены нами на месте падения самолета. Опрос местных жителей показал, что старожилы, наблюдавшие этот бой видели, как из падающего самолета на парашюте выбросился летчик. Что же касается каменной плиты, установленной на месте падения самолета, то ее установили местные охотники в 60-х годах, когда наткнулись в горах на обломки самолета.
За свой недолгий боевой путь лейтенант Сергеев проявил себя мужественным и отважным летчиком. Накануне гибели он был представлен к Правительственной награде, но так сложилось, что когда Приказ был подписан, лейтенанта Сергеева уже небыло в живых.
Выписка из Приказа по 3-му Истребительному авиационному Корпусу от 02.05.43 г. № 02/н:
«От имени Президиума Верховного Совета ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю:
Орденом «Отечественной войны 1 степени»:
3. Лейтенанта Сергеева Павла Георгиевича, старшего пилота 291 истребительного авиационного полка.
Старший пилот лейтенант тов. Сергеев, участвуя в боях за освобождение Родины от фашистских мерзавцев, с первых дней показал образцы мужества и отваги. Выполняя боевое задание 26.04.43 г. в период 17.50 – 19.10 он решительной и смелой атакой, подойдя на дистанцию 20 метров в упор сбивает одного Ю-88, который загорелся и упал в районе Варениковская. Удар был настолько стремительным, что ни один из членов экипажа не успел спастись и группа фашистских стервятников, составлявшая этот экипаж, прекратила свое существование. В этот же вылет тов. Сергеев подбивает второго Ю-88, который с дымом и резким снижением удрал на запад. 27.04.43 г. в течение боевого вылета 11.32 – 12.52 тов. Сергеев сбивает 1 Ме-109, который горящим упал в районе 3-5 км западнее Крымская. Своими боевыми подвигами тов. Сергеев доказал на деле свою исключительную преданность делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине и заслужено является образцом мужества и отваги для всего личного состава части.
Достоин Правительственной награды орденом «Отечественной войны 1 степени».
Имя лейтенанта Сергеева обязательно будет увековечено нами на каменной плите, установленной на месте гибели его самолета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 09 апр 2013, 09:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Суровая правда воздушных сражений в небе Кубани была такова, что для многих летчиков 3 ИАК их первый боевой вылет стал и последним. История поиска следующего самолета началась в сентябре 2010 года с рассказа местного жителя об обломках самолета, которые он видел в горах вблизи хутора Гапоновский Крымского района.

В ходе проведенной поисковой экспедиции было обнаружено место падения советского истребителя и останки пилота. Судя по направлению падения самолет был сбит в воздушном бою в районе Кабардинского перевала, а даты производства на гильзах бортового вооружения «41 г.», указывали на то, что самолет еще не успел израсходовать «родной» боекомплект, с которым прибыл на фронт и следовательно был потерян в период 20-24 апреля 1943 г. На самолетах сбитых в более поздний период на патронных гильзах, как правило, был указан 42 г. производства.

Среди обломков самолета были найдены таблички от радиатора и карбюратора, и если для мотора М-105ПФ, устанавливавшихся на большинстве истребителей того периода, карбюраторы были универсальными, то радиаторы для различных типов самолетов были индивидуальными. По цифровому коду найденного нами радиатора было определено, что он мог быть установлен на истребителях ЛАГГ-3 или Як-1б. Версия с ЛАГГ-3 отпадала поскольку предыдущий опыт работы на местах падения самолетов этого типа подсказывал, что их характерной особенностью является большое количество прессованной фанеры, которая была основным компонентом при изготовлении ЛАГГов. За большое количество древесины, использовавшейся при его производстве, летчики в шутку называли ЛАГГ-3 «роялем».

До апреля 1943 года истребители Як-1б были достаточно редкими машинами на этом театре военных действий. Поэтому с большой долей вероятности можно было предположить, что найденный самолет входил в состав 265 или 287 ИАД, полностью укомплектованных Як-1б и прибывших на Кубань из резерва Ставки. Хотя самолеты этого типа стояли и на вооружении ряда полков ВВС ЧФ. Итак, нами был установлен тип самолета, предположительная дата гибели и возможный круг подразделений, в состав которых мог входить найденный Як. Но для установления имени пилота этого было мало. Экспедиция подходила к концу, а мы не на шаг не приблизились к установлению истины.

Поисковые экспедиции шли одна за другой, мы не успевали отрабатывать поступающую новую информацию о местах падения самолетов и со временим история с этим Яком стала забываться. В начале 2013 года поднялся вопрос о необходимости проведения захоронения летчиков, поднятых нашей группой в период с 2010 года, а их за это время было найдено не много не мало 10 человек. Не желая мириться с тем, что нескольких пилотов придется хоронить как безымянных, мы отложив все дела решили вернуться к местам их гибели и попытаться восстановить историческую справедливость, вернув имена героям. В феврале 2013 года на месте падения этого Яка была проведена вторая экспедиция, в ходе которой, как нам казалось, были собраны все мельчайшие фрагменты самолета, но результат снова был отрицательный. Надо сказать, что не без сожаления, но мы с этим смирились.

В начале апреля, за две недели до захоронения, мы с друзьями решили выехать в лес, отметить дни рождения двух наших коллег. Я предложил поехать в район хутора Гапоновский, как раз в то место, где были найдены обломки самолета. Мои идею поддержали и 6 апреля 2013 года наша дружная компания выдвинулась к месту отдыха. Вечер удался на славу и утром 7 апреля я решил еще раз прогуляться по весеннему лесу к воронке на склоне хребта, где завершил свой боевой путь один из защитников кубанского неба. У меня небыло с собой даже лопаты, я сел на бруствер воронки и скорее от безысходности стал ковырять его перочинным ножом. В какой-то момент из слоистого скального грунта показался край металлического предмета. Я до сих пор не могу идентифицировать, что это за деталь, покореженная взрывом и размером меньше ладони. Скорее даже не деталь, а какой-то фрагмент, но на нем были выбиты две буквы и три цифры УТ 493. Именно такая маркировка была характерна для бортового вооружения советских самолетов. Я понимал, что шансы установить имя летчика по этому номеру стремятся к нулю. Благодаря помощи нашего друга Виталия Мамедова, у меня были списки бортового вооружения, установленного на самолетах только 265 ИАД, и теперь оставалось надеяться, что из всех возможных подразделений, этот самолет окажется именно из состава 265 авиадивизии.

Вернувшись домой, я не раздеваясь бросился к компьютеру. И в очередной раз удача была на нашей стороне!

Ведомость учета ресурса оружия в частях 265 ИАД за апрель месяц 1943 года:

«…30. Як-1б № 27114 вооружение ШВАК № УТ 493, УБС № ШЛ 558 …».

Список самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265 ИАД:

«… 30. 812 ИАП, самолет Як-1б № 27114, мотор М-105 ПФ № 4-1969, летчик сержант Ковалев, техник ст. сержант Седов…».

Оперативная сводка № 01 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 20.04.43 г. к 20.00 карта 200 000 и 100 000 – 41 г.:

«…5. 812 ИАП 08.50 – 10.16 16 Як-1 прикрывал войска на поле боя в р-не Новороссийск. Вели воздушный бой Н=3000-4000 м с 6 Ме-109, 2 Фв-189 и 12 Ю-88. В результате боя ст. л-том Свежинцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, л-том Тюгаевым - 1 Ме-109 и 1 Фв-189, ст. л-том Батычко 1 Ю-88. Группой майор Еремин, л-т Тищенко, капитан Наумчик, сержант Патраков сбит 1 Ю-88.

Не вернулись с задания на свой аэродром мл. л-т Адамчук, л-т Морозов, с-т Бабукин, л-т Сорокин, с-т Ковалев, старшина Заспин и с-т Иванов. Вынужденно сел на аэродром Тимашевская ст. с-т Мартыненко».

Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиакорпуса:

«… 812 истребительный авиаполк:

…21. Ковалев Владимир Емельянович, 1923 г.р., 20.04.1943 г. не вернулся с боевого задания, призван Гудаутским РВК».

Никаких сведений о родственниках сержанта Ковалева в архивных документах нам отыскать не удалось. Узнав об этом настоятель церкви в г. Геленджик, отец Виталий, фамилия которого, как оказалось, тоже Ковалев, объявил, что вся его семья будет родственниками погибшего сержанта.

Когда определяли дату захоронения, имя сержанта Ковалева еще небыло установлено, но по какому-то стечению обстоятельств захоронение назначили на 20 апреля 2013 года, именно на тот день, когда ровно 70 лет назад в своем первом и последнем боевом вылете погиб, отдав жизнь за Родину, пилот 3-го истребительного корпуса сержант Ковалев Владимир Емельянович.

День 20 апреля 1943 года стал поистине самым трагическим днем в истории 3 ИАК. В общей сложности 20.04.43 г. на аэродромы не вернулось с боевых заданий 28 самолетов, 14 пилотов погибли или пропали без вести.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB