Суровая правда воздушных сражений в небе Кубани была такова, что для многих летчиков 3 ИАК их первый боевой вылет стал и последним. История поиска следующего самолета началась в сентябре 2010 года с рассказа местного жителя об обломках самолета, которые он видел в горах вблизи хутора Гапоновский Крымского района.
В ходе проведенной поисковой экспедиции было обнаружено место падения советского истребителя и останки пилота. Судя по направлению падения самолет был сбит в воздушном бою в районе Кабардинского перевала, а даты производства на гильзах бортового вооружения «41 г.», указывали на то, что самолет еще не успел израсходовать «родной» боекомплект, с которым прибыл на фронт и следовательно был потерян в период 20-24 апреля 1943 г. На самолетах сбитых в более поздний период на патронных гильзах, как правило, был указан 42 г. производства.
Среди обломков самолета были найдены таблички от радиатора и карбюратора, и если для мотора М-105ПФ, устанавливавшихся на большинстве истребителей того периода, карбюраторы были универсальными, то радиаторы для различных типов самолетов были индивидуальными. По цифровому коду найденного нами радиатора было определено, что он мог быть установлен на истребителях ЛАГГ-3 или Як-1б. Версия с ЛАГГ-3 отпадала поскольку предыдущий опыт работы на местах падения самолетов этого типа подсказывал, что их характерной особенностью является большое количество прессованной фанеры, которая была основным компонентом при изготовлении ЛАГГов. За большое количество древесины, использовавшейся при его производстве, летчики в шутку называли ЛАГГ-3 «роялем».
До апреля 1943 года истребители Як-1б были достаточно редкими машинами на этом театре военных действий. Поэтому с большой долей вероятности можно было предположить, что найденный самолет входил в состав 265 или 287 ИАД, полностью укомплектованных Як-1б и прибывших на Кубань из резерва Ставки. Хотя самолеты этого типа стояли и на вооружении ряда полков ВВС ЧФ. Итак, нами был установлен тип самолета, предположительная дата гибели и возможный круг подразделений, в состав которых мог входить найденный Як. Но для установления имени пилота этого было мало. Экспедиция подходила к концу, а мы не на шаг не приблизились к установлению истины.
Поисковые экспедиции шли одна за другой, мы не успевали отрабатывать поступающую новую информацию о местах падения самолетов и со временим история с этим Яком стала забываться. В начале 2013 года поднялся вопрос о необходимости проведения захоронения летчиков, поднятых нашей группой в период с 2010 года, а их за это время было найдено не много не мало 10 человек. Не желая мириться с тем, что нескольких пилотов придется хоронить как безымянных, мы отложив все дела решили вернуться к местам их гибели и попытаться восстановить историческую справедливость, вернув имена героям. В феврале 2013 года на месте падения этого Яка была проведена вторая экспедиция, в ходе которой, как нам казалось, были собраны все мельчайшие фрагменты самолета, но результат снова был отрицательный. Надо сказать, что не без сожаления, но мы с этим смирились.
В начале апреля, за две недели до захоронения, мы с друзьями решили выехать в лес, отметить дни рождения двух наших коллег. Я предложил поехать в район хутора Гапоновский, как раз в то место, где были найдены обломки самолета. Мои идею поддержали и 6 апреля 2013 года наша дружная компания выдвинулась к месту отдыха. Вечер удался на славу и утром 7 апреля я решил еще раз прогуляться по весеннему лесу к воронке на склоне хребта, где завершил свой боевой путь один из защитников кубанского неба. У меня небыло с собой даже лопаты, я сел на бруствер воронки и скорее от безысходности стал ковырять его перочинным ножом. В какой-то момент из слоистого скального грунта показался край металлического предмета. Я до сих пор не могу идентифицировать, что это за деталь, покореженная взрывом и размером меньше ладони. Скорее даже не деталь, а какой-то фрагмент, но на нем были выбиты две буквы и три цифры УТ 493. Именно такая маркировка была характерна для бортового вооружения советских самолетов. Я понимал, что шансы установить имя летчика по этому номеру стремятся к нулю. Благодаря помощи нашего друга Виталия Мамедова, у меня были списки бортового вооружения, установленного на самолетах только 265 ИАД, и теперь оставалось надеяться, что из всех возможных подразделений, этот самолет окажется именно из состава 265 авиадивизии.
Вернувшись домой, я не раздеваясь бросился к компьютеру. И в очередной раз удача была на нашей стороне!
Ведомость учета ресурса оружия в частях 265 ИАД за апрель месяц 1943 года:
«…30. Як-1б № 27114 вооружение ШВАК № УТ 493, УБС № ШЛ 558 …».
Список самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265 ИАД:
«… 30. 812 ИАП, самолет Як-1б № 27114, мотор М-105 ПФ № 4-1969, летчик сержант Ковалев, техник ст. сержант Седов…».
Оперативная сводка № 01 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 20.04.43 г. к 20.00 карта 200 000 и 100 000 – 41 г.:
«…5. 812 ИАП 08.50 – 10.16 16 Як-1 прикрывал войска на поле боя в р-не Новороссийск. Вели воздушный бой Н=3000-4000 м с 6 Ме-109, 2 Фв-189 и 12 Ю-88. В результате боя ст. л-том Свежинцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, л-том Тюгаевым - 1 Ме-109 и 1 Фв-189, ст. л-том Батычко 1 Ю-88. Группой майор Еремин, л-т Тищенко, капитан Наумчик, сержант Патраков сбит 1 Ю-88.
Не вернулись с задания на свой аэродром мл. л-т Адамчук, л-т Морозов, с-т Бабукин, л-т Сорокин, с-т Ковалев, старшина Заспин и с-т Иванов. Вынужденно сел на аэродром Тимашевская ст. с-т Мартыненко».
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиакорпуса:
«… 812 истребительный авиаполк:
…21. Ковалев Владимир Емельянович, 1923 г.р., 20.04.1943 г. не вернулся с боевого задания, призван Гудаутским РВК».
Никаких сведений о родственниках сержанта Ковалева в архивных документах нам отыскать не удалось. Узнав об этом настоятель церкви в г. Геленджик, отец Виталий, фамилия которого, как оказалось, тоже Ковалев, объявил, что вся его семья будет родственниками погибшего сержанта.
Когда определяли дату захоронения, имя сержанта Ковалева еще небыло установлено, но по какому-то стечению обстоятельств захоронение назначили на 20 апреля 2013 года, именно на тот день, когда ровно 70 лет назад в своем первом и последнем боевом вылете погиб, отдав жизнь за Родину, пилот 3-го истребительного корпуса сержант Ковалев Владимир Емельянович.
День 20 апреля 1943 года стал поистине самым трагическим днем в истории 3 ИАК. В общей сложности 20.04.43 г. на аэродромы не вернулось с боевых заданий 28 самолетов, 14 пилотов погибли или пропали без вести.
|