Виртуальная летная школа "Ил-2 Штурмовик"

Сквад вошел в состав 72AG
Текущее время: 29 мар 2024, 02:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 сен 2012, 00:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 84
Откуда: Москва
Изображение
Изображение
Изображение


Вложения:
100_y3_7.jpg
100_y3_7.jpg [ 43.27 Кб | Просмотров: 49 ]
8128efac9c99.jpg
8128efac9c99.jpg [ 120.53 Кб | Просмотров: 43 ]
100_5_1.jpg
100_5_1.jpg [ 46.89 Кб | Просмотров: 48 ]

_________________
Старшина БАП
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 07 окт 2012, 09:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 84
Откуда: Москва
Изображение

Специально для Саши Азимута, хоть и не 3 ИАК, но все же =)
Изображение

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 20:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
В формуляре 3 ИАК за период весна-лето 43-го года есть такая картинка. Какие будут коментарии? Кто-нибудь на практике сталкивался с подобным?


Вложения:
IMG_0240.jpg
IMG_0240.jpg [ 240.76 Кб | Просмотров: 61 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 21:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Решил подробно изучить результаты боевой работы 3 ИАК на Кубани на основании документов ЦАМО вплоть до каждого воздушного боя, каждого сбитого самолета противника и каждого потерянного своего самолета. Начал с общей оценки нашими командирами тех событий, уже набралось более 150 страниц печатного такста. В качестве примера общая оценка действий истребительной авиации противника весной-летом 43-го:
3. Истребительная авиация

Истребительная авиация противника, в течение апреля месяца, увеличив количество самолетов за счет переброски частей 2 и 3 истребительных эскадр с юго-западного направления, резко повысила свою активность.
В основе тактического применения истребителей противника, заложен принцип действия парами. При этом взаимодействие в паре, в смысле ее неразрывности во всех периодах боя, отработано хорошо.
Действия ее были направлены:
а./ На прикрытие наземных войск на поле боя, главным образом в районах активных действий наземных войск.
б./ Массированными группами вела активную борьбу за господство в воздухе.
в./ Прикрывала бомбардировочные действия своей авиации и вела систематическую разведку поля боя и портов на побережье Черного моря (Геленджик).
Группы истребителей по своему составу от 6 и более самолетов действовали, как правило, в два яруса, высотный разрыв между ярусами достигал 1500-2000 метров. Группа верхнего яруса занимала позицию для боя со стороны солнца, выжидая удобный момент для атаки. В нижнем ярусе ходят молодые летчики, а в верхнем ассы или летчики, имеющие большой боевой опыт. Эшелонирование с наращиванием свежих сил в ходе боя, построено на постепенном увеличении общего числа истребителей с целью воздействия на психику нашего летного состава и тем самым на завоевание преимущества в бою.
Основными высотами действия истребителей являются высоты от 300 до 5000 метров. Нижний ярус истребителей, как правило, действует на одной высоте с бомбардировщиками. Из опыта воздушных боев установлено:
1. Противник во всех фазах боя стремится сохранить преимущество в высоте, а если это не удается, уходит с переворотом вниз, маскируясь фоном местности.
2. Несмотря на большую насыщенность истребителями поля боя, напористость летчиков противника в воздушных боях слабая.
3. По прежнему излюбленным остается – метод внезапного удара за счет использования высоты и воздушной маскировки, атак сверху сзади во всех случаях сохраняя принцип действия пары на вертикальном маневре.
4. При встрече с нашими истребителями, при отсутствии выгодных условий для атаки, уходят в сторону 10-15 км, где и занимают выгодное для себя положение для внезапной атаки.
5. При количественном превосходстве наших истребителей, противник от открытого боя уклоняется.
С появлением на нашем фронте новых типов истребителей: «Аэрокобра», «Киттихаук» и модернизированных Як-1 и Як-7Б, противник спешно перебросил группу Фв-190, укомплектованную старым летным составом для обеспечения борьбы за господство в воздухе и расчистку воздушных путей для действий своих бомбардировщиков. В результате активных действий наших истребителей и большого насыщения ими поля боя, истребительная авиация противника понесла потери, не завоевав господство в воздухе.
В течение апреля месяца на СКФ проведено 336 воздушных боев, в которых сбито 570 самолетов противника. Характерной особенностью в мае месяце является то, что противник не добившись господства в воздухе и понеся большие потери в живой силе и технике в период Киевско-Молдованской операции начал применять для борьбы с нашей боевой авиацией большие группы истребителей, доходящие до 20-30 самолетов, действовавших эшелонировано отдельными группами-парами с наращиванием новых сил во время боя.
В связи с наступательными действиями наших войск, в начале мая на мощный узел сопротивления в районе Крымская, а конце последней декады на рубеже Киевское-Молдованское, авиация противника значительно повысила свою активность, главным образом по прикрытию бомбардировщиков и отходящих частей из района Крымская, а затем своих группировок в районе Киевское-Молдованкое, Неберджаевская. Прикрытие отходящих частей и группировок войск на поле боя достигло значительной плотности и строилось в 3 и более яруса на высотах от 500 до 7000 метров с отдельным применением штурмовых действий самолетами Фв-190 по нашим войскам на поле боя.
На ряду с массированными действиями истребителей, немцы, как правило, применяли свободный полет пар и малочисленных групп истребителей над нашей территорией, на маршрутах предполагаемых полетов наших истребителей с задачей свободным полетом сковать боем и тем самым обеспечить свободное бомбометание своим бомбардировщикам. При этом свободные охотники противника:
а./ Всегда ходили на больших скоростях, что и создавало им преимущество в сравнении с нашими истребителями.
б./ Действовали на принципе внезапности, используя солнце и облачность.
в./ После первой атаки уходили со снижением на больших скоростях.
Основной метод действия истребителей по сопровождению бомбардировщиков в мае месяце был построен на расчистке воздушного пространства в районе целей. Группа истребителей расчистки воздуха, за 5-10 минут до прихода на цель бомбардировщиков в районе предполагаемого бомбометания приходила на высотах от 2000 до 6000 метров в количестве 6-10 Ме-109 и Фв-190 и прочесывала воздух. Выход в район прикрытия производился отдельными парами и четверками с постепенным наращиванием сил по количеству.
Боевой порядок строился на принципе действия пары с интервалами между парами 1-2 км или в зрительной связи. Координация действий всех пар осуществлялась наземными радиостанциями наведения, расположенными вдоль линии фронта, а также командиром группы, который находился в верхнем ярусе.
Имели место случаи, когда противник в районе интенсивного прикрытия наших истребителей, высылал отдельные самолеты Фв-189 и малочисленные группы бомбардировщиков, с целью отвлечь на себя наших истребителей и оттянуть их под удар своих крупных групп истребителей, которые находились в стороне, и тем самым дать возможность основной массе бомбардировщиков наносить бобовый удар по цели.
Анализ проведенных воздушных боев показывает, что:
а/. благодаря большому насыщению поля боя нашими истребителями;
б/. многоярусности построения боевого порядка;
в/. беспредельной стойкости нашего летного состава, все усилия противника удержать инициативу в воздушных боях, успеха не имели.
Во всех случаях воздушного боя:
а/. Ме-109 всех модификаций действуют исключительно на вертикальных маневрах;
б/. выход из атаки осуществляется, как правило, с набором высоты, а если по условиям боя это невозможно, то выходят из боя переворотом вниз, используя фон местности с целью уйти в сторону незамеченными и снова набрать высоту для последующих атак;
в/. Ме-109 открыто вступают в бой только при наличии преимущества в высоте, а в остальных случаях уклоняются и уходят в сторону для занятия выгодного положения;
г/. для атаки используют высоту, солнце и облачность, как правило, действуют внезапно, излюбленный их метод действия - атаковать оторвавшихся одиночек и зевак;
д/. Фв-190 ведут бой на горизонтальном маневре, в бой вступают охотно, свободно идут на лобовые атаки;
е/. Фв-190 при совместных действиях с Ме-109, как правило, находятся выше Ме-109, которые в процессе боя затягивают наши истребители на высоту и тем самым подводят их под внезапные удары Фв-190.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 21:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 84
Откуда: Москва
Спасибо за информацию.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 22:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
2. Бомбардировочная авиация

Бомбардировочные действия авиации противника в апреле месяце носили массовый характер – применением больших групп бомбардировщиков, достигавших в отдельные дни до 50-60 единиц. Основные действия бомбардировочной авиации противника были направлены на бомбардировку боевых порядков наших войск на поле боя, ж/д узлов: Краснодар, Кропоткин, Тихорецк, по населенным пунктам: Приморско-Ахтарская, Ейск, Свистельников, Прикубанские хутора, Абинская, Крымская, Мысхако и по передовым аэродромам.
В апреле месяце зафиксировано 890 бомбардировочных налетов, в которых участвовало 7200 бомбардировщиков, при этом сброшено 24000 ФАБ калибра от 10 до 100 кг. Кроме того отмечены случаи сбрасывания ЗАБ кассет и дистанционных ящиков с гранатами.
В мае месяце объекты оставались прежними. При действии по переднему краю и ближним тылам противник осуществлял тактику массированных налетов на узком участке фронта, а при операциях по коммуникациям глубоких тылов применялась тактика систематических ночных налетов мелких групп самолетов.
Наибольшая активность бомбардировочной авиации на фронте была отмечена в период боев за районы Киевское-Молдованское, где основные силы бомбардировочной авиации были направлены по войскам на поле боя на глубину 5-10 км от линии фронта.
Бомбометание производилось с различных высот в зависимости от воздушной обстановки и метеоусловий, с пикирования или с горизонтального полета. В ясную погоду бомбы сбрасывались серийно с высоты 2000-3000 метров, при облачности с разрывами, полет к цели происходил за облаками.
Бомбардировщики применялись большими смешанными группами массированно группами от 50 до 100 самолетов Ю-87, Ю-88 и Хе-111 под прикрытием 20-40 Ме-109 и Фв-190 эшелонируя из по времени с интервалом 3-4 минуты. При малой интенсивности ЗА и истребителей в районе боя, бомбардировщики группами до 10 самолетов снижались до бреющего полета и штурмовали наши войска.
Противник учитывал пересеченный характер местности, затрудняющий действия со средних высот на поле боя, и неся большие потери от ЗА и ИА, полеты бомбардировочной авиации разграничил по родам авиации:
а/. по переднему краю на глубину 1-2 км действовали группы до 40 Ю-87;
б./ по ОП артиллерии и минометов и тактическим резервам подвижных групп на глубину до 5-10 км, действовали группы до 30 Ю-88 и Хе-111. Группы Ю-88 в район непосредственного бомбометания шли плотным строем, за 3-5 км не доходя до цели выстраивались в кильватерную колонну звеньев в левом или правом пеленге, в зависимости от разворота, с высоты 1500-2000 метров производили бомбометание с пикирования под углом 60-80 градусов. Заход на цель с разворотом 90-180 градусов резким переворотом на крыло. Ввод в пикирование на высоте 1500-1800 метров, вывод на высоте 400-500 метров, уход от цели по списку или звеньями в растянутой колонне бреющим полетом, соблюдая противозенитный маневр. Бомбометание всей группы, как правило, производилось по ведущему с одного захода и лишь при отсутствии наших истребителей, бомбометание производилось с двух заходов.
Сопровождение осуществлялось группами 6-8 Ме-109 и Фв-190 в следующем порядке: за 5-7 минут до прихода бомбардировщиков на цель в воздухе появлялась группа истребителей для расчистки воздуха, вторая группа непосредственного прикрытия шла сбоку и выше бомбардировщиков и третья группа в меньшем количестве шла сзади и выше бомбардировщиков. Все группы сопровождения эшелонировались по высоте парами. В момент бомбометания пара Ме-109 ходила выше на 1000-1200 метров ставших в круг Ю-87, остальные истребители находились в стороне со стороны солнца.
При появлении наших истребителей в бой вступала одна пара, ходившая выше, и сковывала боем наших истребителей, а ходившие в стороне Ме-109 со стороны солнца внезапно атаковали наших истребителей, скованных боем.
Группы Ю-88 и Хе-111 в район предполагаемого бомбометания приходили аналогично Ю-87. Полет производили на высоте Н=500-3000 метров, заход на цель осуществлялся по горизонтали и реже с разворотом под углом 90 градусов. Бомбометание производилось с горизонтального полета, в отдельных случаях Ю-88 бомбили с пикирования под углом 45-50 градусов, уходя от цели с резким разворотом на максимальной скорости со снижением. При действии в одной группе Ю-88 и Хе-111, ведущей группой бывает 4 Хе-111 в строю «ромб». Бомбометание производилось серийное по ведущему. Чаще всего бомбы сбрасывались по принципу площадного поражения предполагаемых районов цели, отсюда эффективности бомбометания была крайне незначительная. Отмечено несколько случаев бомбардировочных налетов с наведением на цель и корректировкой самолетами Фв-189, ходившими во время бомбометания в стороне и выше бомбардировщиков, одновременно фотографировавших результате бомбометания.
В целях введения в заблуждение нашей противовоздушной обороны, бомбардировочная авиация противника почти с каждым налетом изменяла высоту и направление захода на цель, а так же применяла «звездный» налет, используя солнце и облачность, бомбя из-за облаков в разрывы.
Приемы бомбардировочных налетов применялись массировано, кратковременные в течение 8-10 минут с последующим затишьем на 2-3 часа, в течение которых противник одиночными самолетами вел активную разведку поля боя. С целью отвлечения нашей истребительной авиации от линии фронта, противник производил засылку мелких групп самолетов в наш ближайший тыл без бомбометания, а в это время другая большая группа бомбардировщиков появлялась в районе цели и бомбардировала.
В воздушных боях бомбардировщики противника при атаке нашими истребителями всячески стремились сохранить строй, активно используя турельные пулеметы и уходя после бомбометания на больших скоростях. При успешных упрежденных атаках наших истребителей, большинство групп бомбардировщиков беспорядочно сбрасывали бомбы не доходя до цели, так например: 29.04.1943 г. две группы бомбардировщиков были встречены группой наших истребителей из 812 ИАП под командой капитана Батычко. Еще на территории противника были встречены и внезапно атакованы с тыла, в результате бомбы были сброшены на свои войска, при этом сбито 5 бомбардировщиков.
30.04.1943 г. группа из 30 Ю-87 под прикрытием 10 Ме-109 была атакована 9-ю «Аэрокобрами», в результате строй бомбардировщиков был нарушен и противник бомбы сбросил на своей территории в расположение своих войск. Огнем истребителей было сбито 2 Ю-87. При атаках истребителей Ю-87 оборонялись огнем пулеметов, маневрируя по горизонтали зигзагообразно, меняясь местами в звене и группе, чем затрудняли вести прицельный огонь нашим истребителям.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 22:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
2.1. Действия по аэродромам

Наиболее характерным примером действия бомбардировочной авиации по аэродромам является бомбардировочный удар по аэродрому Красноармейская и Абинска.
В 15.45 16.05.43 г. 6 Ю-88 под непосредственным прикрытием 6 Ме-109 бомбардировали аэродром Красноармейская. В момент налета на аэродроме находилось 19 самолетов Як-1, все самолеты за исключением двух находились в капонирах по границам летного поля.
ПВО аэродрома состояло из одной батареи МЗА калибра 37 мм, расположенной 600 метров северо-западнее аэродрома и двух пульустановок на северо-западной стороне аэродрома. На аэродроме в готовности находилась дежурная четверка Як-1. Пост наблюдения за воздухом был на КП, который был связан с местными постами ВНОС.
Метеообстановка: в момент налета облачность 6 баллов, высота 3000-3500 метров, видимость 10 км, ветер северо-западный 5 м/сек.
Тактика налета: в 15.43 в окна облаков юго-западнее аэродрома с приглушенными моторами на высоте 3500 метров вышли две пары Ме-109 и пройдя через аэродром ушли курсом 90 градусов на Поповичевская. В 15.45 5 Ю-88 под непосредственным прикрытием трех пар Ме-109 идущих сзади и выше с юго-запада планированием с приглушенными моторами с высоты около 5000 метров подошли к цели с пологого пикирования на высоте 3000-3500 метров в строю колонны пар с одиночным самолетом сзади сбросили на аэродроме более 40 фугасных и осколочных бомб, из них: 2 по 250 кг, 10 по 100 кг и остальные по 25-50 кг. Из 40 бомб 5 упали на рабочем поле, из которых одна бомба не разорвалась, остальные упали в районе землянок КП и в поле за границей аэродрома.
Выход из пикирования пары производили на высоте 1500-2000 метров, а последний одиночный самолет на высоте 2500 метров. После выхода из пикирования левым разворотом с набором высоты группа прежним боевом порядке на высоте 2500 метров сопровождаемая одной парой Ме-109 ушла на запад, две пары Ме-109 из состава сопровождающих пройдя некоторое расстояние за бомбардировщиками развернулись и на высоте около 3000 метров двумя ярусами попарно барражированием продолжали блокировать аэродром, провидимому ожидая вторую группу бомбардировщиков.
Сообщения о приближении группы противника от местного поста ВНОС и наблюдателя за воздухом на КП аэродрома было получено в момент перехода в пикирование группы противника.
Батарея МЗА и две пульустановки, открыв в этот момент огонь, вели интенсивный обстрел группы противника. Дежурная четверка Як-1, опасаясь попасть на взлете в воронки, не взлетала.
В 16.00 посты ВНОС сообщили о подходе второй группы 5 Ю-88 под прикрытием до 6 Ме-109 и 2 Фв-190, которые в этот момент находились в районе Славянская на высоте около 3500 метров. Получив подводимому сигнал о подходе наших истребителей, взлетевших для отражения налета с других аэродромов, 5 Ю-88 с парой Ме-109 развернулись и ушли в юго-западном направлении, остальные 4 Ме-109 и 2 Фв-190 пошли на помощь к четверке Ме-109 блокирующих аэродром Красноармейская, и к этому времени ведущих бой с Як-1, взлетевших с аэродрома Нововеличковская. Первые две пары Ме-109, пролетевшие в 15.43 над аэродромом Красноармейска с курсом 90 через 9 минут появились над аэродромом Поповическая, провидимому с целью его блокирования, но сделав круг и увидя идущие южнее группы Як-1 и взлетающие «Аэрокобры», ушли на юго-запад.
На отражение налета были высланы две группы Як-1 всего 9 самолетов и 4 «Аэрокобры».
Активными и смелыми действиями наших летчиков в воздушном бою с истребителями противника, блокирующими аэродром Красноармейская и подошедшими к ним на помощь были разбиты попарно и по одному, потеряв сбитыми 4 самолета Ме-109 (2 летчика из которых были взяты в плен) в облака и с резким снижением в разные стороны вышли из боя.
В результате налета повреждены 7 самолетов Як-1, из них только 2 требовали двухсуточного ремонта, остальные были восстановлены к исходу дня и в течение ночи. Повреждено летное поле, имеющее более 25 воронок, что до исхода дня ограничивало летную работу с аэродрома, а первые два часа до осмотра рабочей площадки, полеты совершенно не производились.
Свои потери: в воздушном бою сбит один самолет «Аэрокобра», летчик тяжело ранен.
Потери противника: сбито 4 самолета Ме-109, два летчика из которых взято в плен.
Выводы: 1. Эффективность налёта, не смотря на неожиданность, низкая.
2. Несмотря на тщательность подготовки удара, налет полностью противником осуществлен не был. Своевременно высланными истребителями с других аэродромов, вторая группа бомбардировщиков противника к цели не допущена, а блокировавшие аэродром и сопровождавшие бомбардировщики истребители Ме-109 рассеяны, а 4 самолета были сбиты.
05.06.1943 г. в 08.00 был произведен крупный налет бомбардировщиков на аэродром Абинская. Противник использовал метеообстановку – туман в районе Абинская и облачность, группой 42 Ю-87 и 9 Ю-88 под прикрытием 10 Фв-190 и 6 Ме-109, подойдя на Н=2000-2500 метров, маскируясь облачностью с пикирования с одного захода сбросили до 350 бомб различного калибра. Ущерба в материальной части и людях не понесли. Перед началом бомбометания прошел один Фв-189, под прикрытием Ме-109, который сбросил на аэродром 4 бомбы. Нужно предполагать, что в данном случае Фв-189 был применен противником для наведения группы бомбардировщиков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 22:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
2.2. Действия по населенным пунктам

Каждому бомбардировочному налету по населенным пунктам предшествовала тщательная разведка целей и особенно расположение огневых средств объекта с обязательной доразведкой за 20-30 минут до налета одиночными самолетами Ю-88, Хе-111 и Ме-110. Если населенный пункт или объект расположен на значительном удалении от линии фронта доразведка целей производилась самолетами Фв-189 или 2-4 Ме-109.
Данные доразведки целей бомбардировщикам передавались по радио. Для распыления сил ПВО пункта, как правило, производился звездный налет несколькими группами с разных направлений, эшелонированных по времени и высоте, так например:
17.22 26.04.1943 г. противник четырьмя группами с разных направлений произвел бомбардировочный удар по западной окраине Абинская. Порядок налета следующий: 17.22 заходом с тыла курсом 270 градусов на высоте 2000 метров прошел Фв-189.
17.30 появилось две пары Ме-109Ф с интервалом 10 минут между парами и с курсом под 90 градусов на высоте 2500 метров прошли через Абинская и скрылись в облака (провидимому с целью доразведки).
В 17.45 на подходах с запада к Абинская с курсом 90 градусов были обнаружены две группы противника обе в строю колонна звеньев в левом пеленге. Первая группа в 22 Ю-87 шла без прикрытия, а за ней с интервалом 2 минуты 8 Ю-87 под прикрытием 2 Ме-109Ф. Обе группы шли на высоте 1500-2000 метров со снижением. Не доходя до цели 3 км первая группа разделилась на две части: одна из них 8 Ю-87 довернув в лево с правым разворотом, другая 14 Ю-87 довернув вправо с левым разворотом с юга с пикированием на высоте 1000 метров по звеньям бомбардировали западную окраину Абинская.
Выход из пикирования звенья производили на высоте 300 метров, уход от цели резким разворотом на запад (северная группа направо, южная налево) с переходом на бреющий полет. Вторая группа Ю-87 произвела аналогичный заход на бомбометание западной окраины пункта с заходом с севера, уходом правым разворотом на запад.
В период 18.13 – 18.40 2 Ме-109 на высоте 3000-4000 метров барражировали над Абинская.
В 18.40 с запада появились 4 Хе-111 и 12 Ю-88, самолеты Ю-88 шли в строю девятка клин звеньев, за ней в колонне на удалении 500 метров 3 Ю-88 в строю клин.
Впереди девятки Ю-88 на удалении 500 метров шли ведущие группы 4 Хе-111 в строю ромб, группу прикрывали 3 Ме-109. Вся группа произвела заход с севера и с разворотом вправо и с одного захода залповым бомбометанием, провидимому по сигналу ведущего, сбросила бомбы на западной окраине Абинская. После сбрасывания бомб от строя отделился один Ю-88, сделал крен до 70 градусов и сбросил листовки. Уход от цели группа произвела правым разворотом на максимальной скорости с курсом 270 градусов.
Аналогичный налет большой группы произведен в 13.20 29.05.1943 г. по городу Краснодар, в котором участвовало 106 самолетов, из них по типам: 48 Хе-111, 46 Ю-88 и 12 Ме-109.
В 13.17 главный пост УПВО донес, что через участок 56 и 37 Армий курсом 90 градусов прошло несколько групп бомбардировщиков. Находящиеся в это время наши группы истребителей в районе Славянская атаковали две группы бомбардировщиков и вели воздушный бой с группой прикрытия, в результате чего к городу сумели подойти только 40 самолетов, преимущественно типа Хе-111, которые были встречены сильным огнем ЗА и МЗА. В результате противник бомбы сбросил в большинстве по южному берегу р. Кубань и часть по ж/д узлу и населенному пункту.
Подход к цели производился на высоте 2000-3000 метров в строю девятка. Бомбометание с горизонтального полета. В качестве дезориентирования нашей зенитной артиллерии, противник за 3-5 минут выслал двух Хе-111, которые на высоте 1000-1200 метров прошли над городом, развернулись на север и произвели вторичный заход на город, а в это время остальные группы маскируясь облачностью, произвели бомбометание с горизонтального полета.
Тактика действий бомбардировочной авиации противника в мае месяце по сравнению с апрелем отличалась только увеличением количества самолетов в группах, сокращением эшелонировано по времени и усилением прикрытия истребителей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Место падения еще одного самолета из состава 3 истребительного корпуса было обнаружено нами 24 ноября 2012 года. Утром этого дня, внезапно начавшийся дождь, чуть было не заставил нас отказаться от планов выезда в горы для проверки информации, полученной от охотников, об обломках самолета на горе Высокий Бугор между ущельями Церковное и Скалка. Дорога к месту падения чередовала участки затопленные водой и крутые горные подъемы, порой вода заливалась в салон УАЗика, но в конечном итоге наше упорство было вознаграждено. Территория, на которой нам предстояло проводить поисковые работы была достаточно большая и существовала вероятность, что мы вовсе не сможем выйти на место. Еще более усугублял положение сильнейший туман, но нам и тут повезло: именно в этот день в районе поиска нам посчастливилось встретить тех самых охотников, которые точно указали нам место падения. На достаточно крутом склоне на границе луга и леса в скальном грунте была выбита воронка, вокруг которой и ниже по склону были хаотично разбросаны фрагменты самолета. С первого взгляда не оставалось никаких сомнений, что это «наш» истребитель. Практически все крупные детали самолета, включая его мотор и вооружение, находились на месте, что позволило без особых усилий установить тип и номер самолета Як-7б № 3569 и номер мотора М-105ПФ № 4-1970. Дальнейшее установление судьбы самолета и пилота заняло 20 минут. Созвонившись с командиром нашего геленджикского отряда Александром Шимкив, мы в режиме телефонного разговора, используя созданную за несколько лет базу данных о самолетах и моторах, принимавших участие в Битве за Кавказ, установили, что Як-7б с такими исходными данными входил в состав 15 ИАП 278 ИАД 3 истребительного корпуса и не вернулся с боевого задания 20.04.43 г.

Из Приказа по 278 ИАД № 026 от 06.05.1943 г. «О состоянии материальной части из состава частей 278 ИАД:

«1. Самолеты Як-7б № … 3569 … с моторами М-105ПФ … 4-1970 … как не вернувшиеся с боевого задания с 20 по 23 апреля 1943 года из боевого состава 15 ИАП исключить и списать в расход по книгам учета самолетов и моторов.

Основание: Приказ по 15 ИАП от 30.04.43 г. № 024».

Сведения о состоянии материальной части 278 ИАД на 22.04.43 г.:

«… Як-7Б № 3569 с мотором М-105ПФ № 4-1970 из состава 15 ИАП, летчик младший лейтенант Евдокимов, не вернулся с боевого задания 20.04.43 г.».

Используя полученную информацию мы еще раз обследовали склон в поисках останков летчика, но тщетно. Осенью темнеет рано, а горах еще раньше, и как не хотелось нам хотя бы еще немного задержаться, чтобы поработать на месте падения, но нужно было возвращать, тем более что до машины нам предстоял затяжной подъем по крутому склону.

Уже дома, дополнительно поработав с документами 3 истребительного корпуса, мне на глаза попался документ, датированный 30 апреля 1943 года, который расставил все на свои места.

Сведения о состоянии матчасти и личного состава частями 278 ИАД в период с 20.04.43 г. по 28.04.43 г.:

«… младший лейтенант Евдокимов В.С. 20.04.43 г. в районе Цемесской бухты, выполняя боевое задание по прикрытию боевых порядков своих войск был сбит в воздушном бою, самолет Як-7б № 3569 сгорел, пилот невредим».

Еще более углубившись в изучении исторических документов нам удалось найти воспоминания об этом бое одного из его участников, летчика 15 ИАП, впоследствии Героя Советского Союза А.Н. Ситковского:

"На прикрытие Малой земли повел шестерку истребителей командир авиаэскадрильи капитан Степанов. Шли на высоте 3500 метров. В районе цели нас атаковали Ме-109. Они в первую очередь набросились на самолет ведущего группы. Я стал отбивать эти атаки. Мы завертелись среди огромного количества вражеских самолетов. Бой был очень напряженным, гонялись друг за другом. От моей очереди загорелся и пошел вниз самолет, атаковавший Степанова. Напряжение боя росло. Еще были следы сбитых вражеских самолетов. Один из них сбит мною. Первые победы вдохновили меня, вдохнули свежие силы, и я продолжал изнурительный бой.

Вдруг я увидел неуправляемый самолет ведущего нашей группы, которого атаковали сразу несколько "мессеров". Задымил и фашист, теряя высоту. Через несколько секунд, не свернув с курса, столкнулись наш и вражеский самолеты. Прочертив последнее пике, они ушли в морскую пучину в районе Цемесской бухты. Острой болью отозвалась гибель нашего боевого командира. В этом бою четыре наших самолета упало в море.

Нас осталось двое. Еще десять вражеских истребителей пришло на подкрепление своей группе. Мгновенно оглянулся и увидел, как вспыхнул ястребок моего ведомого Василия Евдокимова. ...Летчик вывалился комом из кабины, падая в стороне от горящего самолета и пропал с поля зрения. Не хватило мгновения, чтобы проследить за другом. А минуту спустя, я с близкой дистанции сбил третьего врага, всадив в него из пушки последние снаряды. Дальше пришлось имитировать бой. Одному стало совсем плохо. Бьют со всех сторон, и не знаешь, какая очередь будет для тебя последней".

По совокупности заслуг, в том числе и за этот воздушный бой, младший лейтенант Евдокимов был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.

Выписка из Приказа по 3 ИАК № 010/н от 19.06.1943 г.:

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю:

Орденом Отечественной войны 2 степени:

…8. Пилота 15 истребительного авиационного полка младшего лейтенанта Евдокимова Василия Сергеевича.

В Отечественной войне участвует на Северо-Кавказском фронте с 07 апреля 1943 года.

За период боевых действий произвел 15 боевых самолетовылетов на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков на бомбардировку войск противника и прикрытие наземных войск и важных объектов. Боевые задания выполнял отлично. Потерь штурмовиков и бомбардировщиков не имеет.

20.04.1943 г. при полете на прикрытие наземных войск в районе совхоза Мысхако вел воздушный бой парой против 4 Ме-109, выдержали его, сам Евдокимов был ранен в руку. В этом воздушном бою сбил один самолет противника Ме-109.

28.05.1943 г. при прикрытии наземных войск в районе Киевское восьмеркой наших самолетов вели воздушный бой против 12 Ме-109. Будучи в ударной группе в паре с лейтенантом Тимошенко вел бой с 4 Ме-109. В результате боя младший лейтенант Евдокимов сбил одного Ме-109. В это время Евдокимов сам был атакован и легко ранен в левую ногу. Самолет привел на свой аэродром и произвел хорошую посадку. Подтверждения на сбитые самолеты имеются, находятся в штабе полка. Всего произвел 5 воздушных боев.

Младший лейтенант Евдокимов в боях показал себя смелым, решительным летчиком-истребителем.

Достоит правительственной награды орденом Красного Знамени».

Позже, сражаясь с фашистами уже в составе Южного и 4 Украинского фронтов, Василий Сергеевич был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Ровно через год после описываемых событий, 9 апреля 1944 года младший лейтенант Евдокимов Василий Сергеевич погиб в воздушном бою.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2012, 20:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Пара фото с выезда


Вложения:
12.jpg
12.jpg [ 165.6 Кб | Просмотров: 47 ]
11.jpg
11.jpg [ 118.85 Кб | Просмотров: 48 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB