Виртуальная летная школа "Ил-2 Штурмовик"

Сквад вошел в состав 72AG
Текущее время: 29 мар 2024, 04:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 28 апр 2013, 11:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Место падения еще одного Яка из состава 3 ИАК было обнаружено нами 27.04.2013 года на склонах Маркотхского хребта юго-восточнее Новороссийска. Об этом самолете нам рассказали еще летом 2011 года, но только сейчас появилась возможность провести экспедицию. На месте падения образовалась неглубокая воронка, вокруг которой были разбросаны элементы конструкции самолета. Судя по характерным особенностям можно было предположить, что самолет падал со стороны Цемесской бухты. Большинство крупных металлических конструкций находились на месте, что позволило без труда установить тип самолета Як-1б, номера его вооружения ШВАК № ХК 507 и мотора М-105 ПФ 4-12685. Продолжая работы на месте падения нами были обнаружены обгоревшие элементы парашютной системы и покореженная от удара зажигалка, некогда принадлежавшая пилоту. Вероятно тело летчика полностью сгорело в возникшем пожаре.
И снова, уже в который раз, все участники экспедиции добрым словом вспомнили нашего коллегу Виталия Мамедова, благодаря которому удалось сформировать базу данных по самолетам, воевавшим на Кубани в 1943 году.
Согласно имеющейся в нашем распоряжении информации, в частности Ведомости учета ресурса оружия в частях 265 ИАД за апрель месяц 1943 года:
«…76. Як-1б № 27120 вооружение ШВАК № ХК 507, УБС № ГИ 337 …».
Список самолетов и моторов, закрепленных за летно-техническим составом частей 265 ИАД:
«… 76. 402 ИАП, самолет Як-1б № 27120, мотор М-105 ПФ № 4-2685, летчик младший лейтенант Волков, техник сержант Силуянов…».
Оперативная сводка № 02 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 21.04.43 г. к 20.00 карта 200 000 и 100 000 – 41 г.:
«…402 ИАП 11.43 – 12.55 9 Як-1б прикрывали сопровождением 5 Ил-2, действовавших по пехоте и артиллерии противника в районе юго-западнее Новороссийск. 12.00 – 12.10 вели групповой воздушный бой с 12 Ме-109 в районе юго-западнее Новороссийск на Н=1200-600 м. В результате боя ст. лейтенант Ломоносов сбил 1 Ме-109ф, который упал в море южнее Широкая Балка. Наблюдали падение летчики Михеев, Градусов, Павлушкин, Бойков.
Наши потери – не вернулись на свой аэродром ст. лейтенант Бергис и мл. лейтенант Волков».
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиакорпуса:
«… 402 истребительный авиаполк:
…11. Волков Владимир Сергеевич, мл. лейтенант, ст. пилот, 1917 г.р., уроженец Калининская обл., Каменский р-н, пос. Кувшиново, 21.04.1943 г. не вернулся с боевого задания. Отец – Волков Сергей Порфирьевич, проживал по адресу: г. Москва, Бутырский вал, д. 5/7, кв. 8».


Вложения:
5.1.jpg
5.1.jpg [ 136.09 Кб | Просмотров: 37 ]
3.jpg
3.jpg [ 191.88 Кб | Просмотров: 39 ]
2.jpg
2.jpg [ 174.62 Кб | Просмотров: 38 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 28 апр 2013, 11:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
...


Вложения:
10.jpg
10.jpg [ 174.82 Кб | Просмотров: 41 ]
08.06.11 (6).jpg
08.06.11 (6).jpg [ 171.66 Кб | Просмотров: 40 ]
7.jpg
7.jpg [ 168.65 Кб | Просмотров: 40 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 28 апр 2013, 11:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
...


Вложения:
15.jpg
15.jpg [ 181.63 Кб | Просмотров: 36 ]
14.jpg
14.jpg [ 145.34 Кб | Просмотров: 40 ]
12.jpg
12.jpg [ 181.7 Кб | Просмотров: 36 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Эта история началась в апреле 2008 года. Именно тогда вблизи хутора Гапоновский Крымского района Краснодарского края было обнаружено место падения еще одного истребителя. В результате удара о землю самолет взорвался, и его обломки были сильно фрагментированы. Более того, в послевоенные годы место падения было разграблено местными жителями с целью сбора металлолома. В ходе проведенных поисковых работ была найдена табличка с заводским номером самолета № 36119 и обнаружены фрагменты останков летчика. Каждая серия самолетов типа Як-7Б насчитывает 120 машин. Заводской номер самолета складывается из номера серии и номера самолета в серии, при этом первые две цифры заводского номера указывают на номер серии, а последующие на номер самолета. Таким образом, разница в заводских номерах самолетов ранее найденного нами Як-7б майора Милютина № 3726 и обнаруженного истребителя, составляла 27 машин. Именно это предположение легло в основу идентификации данного самолета, как истребителя Як-7Б.


Вложения:
001.jpg
001.jpg [ 136.99 Кб | Просмотров: 36 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Спустя полтора года поисков выяснилось, что мы были на неверном пути.
По данным Центрального архива МО РФ:
«Самолет Як-7Б № 36119 был собран на заводе № 153 (г. Новосибирск) в январе 1943 года. 08 января 1943 года 32 самолета Як-7Б были отправлены на завод № 301 (г. Химки Московской обл.), в том числе самолет № 36119, предназначенный для ПВО.
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 020 от 25.02.1943 г. значится:
«Полученный по наряду Главного управления ПВО ТС самолет Як-7Б № 36119 с мотором М-105ПФ4 № 1601 зачислить в боевой состав 2 авиаэскадрильи и заприходовать по книгам учета самолетов и моторов».
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 044 от 25.05.1943 года значится:
«24 мая 1943 года при учебно-тренировочном полете младший лейтенант Мифтяхетдинов Х.А. на самолета Як-7Б № 36119 произвел вынужденную посадку, в результате чего самолет потерпел аварию и подлежит передаче на восстановительный ремонт в САМ. Летчик невредим».
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 053 от 15.06.1943 года значится:
«Самолет Як-7Б № 36119, сданный в 151 стационарную мастерскую ст. Кубинка для восстановительного ремонта, с мотором М-105ПФ4 № 1601, сданный на запчасти, из боевого состава полка исключить. Приемо-сдаточный акт 151 САМ от 12.06.1943 года».
На фото Як-7б № 36119 сразу после катастрофы.


Вложения:
17. Як-7Б № 36119 после катастрофы.jpg
17. Як-7Б № 36119 после катастрофы.jpg [ 73.85 Кб | Просмотров: 69 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Изучая списки материально-технической части подразделений ВВС Красной Армии, входивших в состав 4 и 5 Воздушных армий, было установлено, что по состоянию на 1 мая 1943 года в состав 287 ИАД входили самолеты Як-1Б с заводскими номерами 43119 и 48119. Нумерация самолетов Як-1Б несколько отличалась от нумерации Як-7Б: каждая серия Як-1Б состояла из 50 самолетов и первые две цифры заводского номера обозначали номер самолета в серии, а последующие номер самой серии.
Проанализировав имеющуюся в нашем распоряжении информацию, мы пришли к выводу, что вероятно, найденными нами самолет № 36119, был истребителем Як-1Б и, скорее всего, входил в состав 287 истребительной авиационной дивизии, либо 3 ИАК, принимавших участие в самых ожесточенных боях 1943 года в небе Кубани, но нас снова ожидало разочарование.
По данным Центрального архива МО РФ:
«Приказ 6-му САК Резерва Ставки Верх. Главнокомандования № 034 от 10 апреля 1943 года г. Тамбов «О зачислении в боевой состав 282 ИАД 6 САК самолетов ЯК-1б, УТ-2 и УТ-1»:
1. Нижепоименованные самолеты : ЯК-1б с моторами М-105 пф…… полученные по наряду ВВС КА от 3 ЗАБ зачислить в боевой состав 282 ИАД.
3. По 517 полку
80. 36119 с мотором 4-2760
2. Зачисленные самолеты в боевой состав 282 ИАД записать по учетным книгам авиакорпуса».
Отчет о работе 282 Гомельской истребительной авиадивизии за декабрь месяц 1943 года:
«Самолет ЯК-1 № 36119 12 декабря 1943 года при возвращении с боевого задания потерял ориентировку, произвел вынужденную посадку на непригодное поле. Причина слабая подготовка летчика по штурманской подготовке (мл. лейтенант Булычев), на летчика наложено взыскание».
Таким образом, расследование зашло в тупик. Стало очевидным, что эта табличка не более чем технологическая бирка, не имеющая отношения к заводскому номеру самолета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
20 апреля с.г. в Геленджике были захоронены останки пилота этого самолета, как безымянного.
И вот вчера 02.05.2013 г., в этом районе мы отрабатывали информацию о месте падения еще одного нашего самолета. Проводник "забил гвоздя" и казалось, что день прошел зря. Спонтанно возникла мысль заехатать на этот самолет и еще раз пробежаться с приборами. Хвалило 5 минут! Был найден фрагмент мотора с выбитым на нем номером ПФ 4-2865.


Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 157.13 Кб | Просмотров: 40 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
В соответствии с имеющейся в нашем распоряжении информации, мотор М-105 ПФ 4-2865 был установлен на самолет Як-1б № 23120, пилотом которого был ст. сержант Патраков.


Вложения:
12.jpg
12.jpg [ 15.26 Кб | Просмотров: 41 ]
11.jpg
11.jpg [ 63.35 Кб | Просмотров: 45 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Оперативная сводка № 13 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 02.05.43 г. к 20.00 карта 500 000 и 100 000 – 41 г.
10.05 – 11.00 на Н=3500 м в р-не Крымская вел воздушный бой капитан Батычко, сбил 1 Фв-189, последний упал в р-не Гастогаевская. Подтверждает мл. л-т Машенькин. Наши потери: не вернулся с задания пилот мл. л-т Патраков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 20:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 июл 2012, 14:56
Сообщений: 43
Получается какая-то магия чисел. Имя летчика мы установили 2 мая, погиб он 2 мая, более того 2 мая был подписан приказ о его награждении орденом Отечественной войны 2 степени, правда получить его он не успел.


Вложения:
22.jpg
22.jpg [ 163.55 Кб | Просмотров: 42 ]
21.jpg
21.jpg [ 169.74 Кб | Просмотров: 38 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB