Виртуальная летная школа - ежедневная тренировка в 20:00 (дуэли с 19:00)

Адрес Team Speak 3: 94.181.45.180 пароль 1011. Запасной TS3: 178.217.190.57:6420
Текущее время: 21 окт 2018, 11:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 08:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
Тут я хочу выкладывать информацию, статьи, рассказы о 3 ИАКе, а так же о людях, служивших в нем.

"Черный день" 3-го ИАК.

Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной. История той войны, как и любой другой состоит из множества событий больших и малых где любой штрих просто не может быть лишним. Один из таких маленьких эпизодов большой войны произошел 17 апреля 1943 г. в небе над южным русским городом Таганрогом.

В укромном уголке старого таганрогского кладбища есть неприметная могила, которую не просто найти, даже зная где её надо искать. На скромном обелиске, под изображением краснозвездных "ястребков", высечены слова "Капитан Егоров Алексей Гаврилович. Ст. лейтенант Единархов Иван Яковлевич. Героически погибли в неравном бою после посадки на занятый немцами аэродром "Таганрог-Вест", и дата √ 17.04.1943 г.

Возникают вполне закономерные вопросы. Кто были погибшие летчики? В какой части они воевали? Когда, как и почему оказались они в таганрогском небе? А главное, что произошло, почему все случилось именно так, а не иначе, и кто во всем этом виноват? Попробуем же разобраться, во всех хитросплетениях этих трагических событий, случившихся более 65 лет назад.

Итак, Великая Отечественная, начало 1943 г. Наша страна встречала третий военный год с большими надеждами. Успешный исход Сталинградской битвы придал веру советским людям в то, что окончательная победа будет достигнута и она уже не за горами. Военно-воздушных силы Красной Армии, в наступившем году, должны были вырвать стратегическую инициативу в воздушной войне у Люфтваффе, обеспечив господство в воздухе на всем протяжении советско-германского фронта. Предпосылками к этому был постоянный количественный рост ВВС и улучшение их качественного состава, благодаря массированному поступлению во фронтовые части новых образцов авиационной техники.

Именно для борьбы за господство в воздухе, в конце декабря 1942 г. был сформирован 3-й истребительный авиационный корпус резерва Верховного Главнокомандования, под командованием генерал-майора Е.Я. Савицкого. В корпус входило две истребительные авиационные дивизии трехполкового состава - 265-я и 278-я. Всего 3-й ИАК РВГК насчитывал около двухсот новейших истребителей "Як" (Як-1 и Як-7).

Одна из дивизий корпуса 265-я ИАД, успевшая к этому времени побывать в бою, при переформировании, получила в свой состав 291-й, 402-й и 812-й истребительные авиационные полки. Полки дивизии зимой 1942-43 гг. проходили обучение на новую технику в 8-м запасном ИАП на аэродроме Багай-Барановка под Саратовом. Новенькие Як-1 получали с находившегося "под боком" саратовского авиационного завода ╧292.

Костяк летного состава полков дивизии составили до того ещё не воевавшие летчики-дальневосточники. В частности 291-й ИАП получил летный состав из 306-го ИАП Дальневосточного фронта базировавшегося в Успеновке Хабаровского края. В числе этих "дальневосточных" пилотов и были капитан А.Г. Егоров и лейтенант И.Я. Единархов. Хотя оба не имели боевого опыта, оба были истребителями ещё довоенной выучки. Егоров окончил 2-ю школу летчиков имени В.П. Чкалова ещё в 1938 г., а Единархов - Батайское военное авиационное училище в 1940 г. Пройдя в Багай-Барановке переобучение на "Яках", капитан А.Г. Егоров был назначен командиром эскадрильи в 291-м ИАП. Лейтенант И.Я. Единархов стал его заместителем.

К началу апреля 1943 г. формирование корпуса было в основном завершено. В середине апреля полки корпуса начали перебазироваться на Воронежский фронт, в район Обояни, в распоряжение командующего 17-й Воздушной Армией. Однако обстановка на фронтах к этому моменту резко изменилась.

Весной 1943 г. на Кубани развернулись жестокие бои с 17-й полевой армией Вермахта, отошедшей на Таманский полуостров, закрепившейся на хорошо оборудованных позициях так называемой линии "Готенкопф" и получившей приказ, требовавший "удержания любой ценой кубанского плацдарма". С воздуха немецкую группировку поддерживали самолеты 4-го Воздушного флота Люфтваффе. Группы из 20-60 немецких машин постоянно "висели" над полем боя, буквально прижимая наши наступающие войска к земле. Скоро стало ясно, что вопрос удержат или нет немцы Тамань, зависит во многом от того, кто, ВВС Красной Армии или Люфтваффе, будут господствовать в воздухе. Поэтому, как немецкое, так и советское командование начало наращивать свои авиационные группировки, бросая в бой все новые и новые части и соединения. На Таманский полуостров прибыл лично командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков. Под его личным руководством началось сосредоточение резервов Ставки на южном направлении.

Естественно, что 3-й ИАК РВГК не мог долго оставаться в стороне от этих событий. Корпус был переразвернут с центрального участка фронта на Кубань, в состав 4-й Воздушной Армии. О том, какое значение придавалось 3-му ИАК в разворачивавшемся в кубанском небе сражении, говорит тот факт, что напутствовал командира корпуса лично Верховный - И.В. Сталин. Сроки на перебазирование были поставлены самые жесткие, по прибытии на место полки 3 ИАК должны были сразу пойти в бой.

По практическим вопросам организации перелета корпуса на юг, Е.Я. Савицкий связался с командующим 17-й Воздушной Армией генералом В.А. Судецом. Тот сообщил, что истребители 3-го ИАК будут лидировать бомбардировщики Пе-2 из 1-го бомбардировочного авиакорпуса полковника И.В. Полбина, но высказанное Савицким предложение составить план перелета решительно отклонил. Истребители, по словам Судеца ещё в марте командовавшего 1-м БАК, должны были просто не отрываться от лидера и выполнять его команды по радио, а об остальном им можно было и не беспокоится. Как вспоминал позже Савицкий: "Мне это очень не понравилось, но спорить не стал".

Вполне возможно, что подобные мысли посетили и комэска Егорова, когда ему ставилась задача на перелет его эскадрильи. Ведь при такой организации нарушались элементарные правила подготовки и выполнения полетов. Лететь надо было без прокладки и проработки маршрута на карте, без его предварительных расчетов, по сути дела "на глазок". Но приказы в армии, как известно, не обсуждаются, а выполняются. Тем более, если они идут с самого "верха". Фактически, успешное перебазирование истребителей 3-го ИАК напрямую зависело от профессионализма штурманов "пешек" - лидеров 1-го бомбардировочного авиакорпуса. Но вот как раз его, как выяснилось, штурманам корпуса и не хватало.

Как оказалось, штурманская служба в дивизиях 1-го БАК была, мягко скажем, не на высоте. Так, в январе 1943 г. три группы бомбардировщиков корпуса из-за потери ориентировки не найдя целей возвратились на свои аэродромы с бомбами, еще три группы, опять же из-за потери ориентировки, сбросили свои бомбы на незапланированные цели. А 8 апреля 1943 г. Пе-2 из 81-го гвардейского БАП 1-й гвардейской БАД вообще отбомбились по деревне уже занятой нашими войсками и находившейся в тылу, пятнадцати километрах от линии фронта.

Не смотря, на столь скандальные случаи, командование как корпуса и входящих в него дивизий, весьма благодушно отнеслось к приказу выделить шестнадцать, причем лучших, экипажей для лидирования истребителей 3-го ИАК. По сути дела отрядили тех кто, в этот момент был под рукой. В их число попал, например, лейтенант Назаров - стажер из Омской школы летчиков. Эскадрилью капитана Егорова должен был лидировать экипаж Пе-2 из 82-го гвардейского БАП 1-й гвардейской БАД в составе летчика - лейтенанта Зотова и штурмана эскадрильи старшего лейтенанта Каримова.

Перебазирование корпуса на Кубань началось 16 апреля 1943 г., а уже через день 17-го "грянул гром". Семь из шестнадцати лидировавших истребителей Пе-2 потеряли ориентировку при перелете. Три группы вместо аэродрома в Миллерово прилетели в Чертково, где при посадке в поле разбили два Як-7 и две "пешки", одна группа вместо того же Миллерово прилетела в Вешенскую, разбив на посадке еще один Як-7.

В довершении всего экипаж ещё одной "пешки" умудрился вообще заблудиться между Ростовом и Таганрогом. Ведомым истребителям пришлось самим восстанавливать ориентировку и привести своего горе-лидера на ростовский аэродром. Но основные события этого трагического дня разыгрались в небе над оккупированным немцами Таганрогом, и главных их участником стала эскадрилья капитана Егорова.

Сразу оговоримся, что в настоящий момент нет доступных документов (как наших, так и немецких) в которых были бы подробно описаны события 17 апреля. Кроме того, имеются разночтения и нестыковки в источниках, в которых, так или иначе, затрагиваются упомянутые события. Поэтому при попытке воссоздать картину произошедшего часто будут использоваться слова "возможно" и "вероятно".

Итак, 17 апреля 1943 г. "Яки" 291-го ИАП вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут лежал через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Егорова штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не смотря на вполне сносные по воспоминаниям ветеранов корпуса метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.

Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром "Таганрог-Вест", нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города. Летное поле второго аэродрома "Таганрог-Зюйд" (в настоящее время заводской "Таганрог-Южный") располагалось у самого берега Таганрогского залива, и спутать его с Ростовом просто невозможно. Напротив, "Таганрог-Вест" находился рядом с широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада, вполне можно принять за Дон. Отметим, что в этот период в Таганроге авиационные части Люфтваффе постоянно не базировались. Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку┘

Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова ╧ 0318 от 27 апреля 1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК": "Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов".

По воспоминаниям бывшего лётчика "братского" 402-го ИАП Героя Советского Союза С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе Егорова, Единархова и ещё одного летчика О.М. Горбачева. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой, прямо у посадочного "Т". Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме комэска остальные пилоты его эскадрильи ничем не могли. Судя по тем же воспоминаниям, полный боекомплект самолеты должны были получить только в Ростове.

Егоров успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Единархов был убит, видимо сразу ещё в кабине своего самолета, а его "ястребок" был подожжен атакующими и полностью сгорел. Горбачев же попал в плен.

Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей. Подобные "признания врага" зачастую используются в художественных фильмах и книгах, чтобы подчеркнуть героизм наших солдат. Но, заметим, в реальности такое происходило достаточно редко.

Надо сказать, что в описании событий 17 апреля 1943 г. остается ещё ряд не до конца ясных моментов. Начнем с того, что, судя по приказу ╧ 0318 и воспоминаниям, 17 апреля над Таганрогом 291-й ИАП потерял шесть истребителей, но в документах о безвозвратных потерях 265-й ИАД указаны имена и фамилии только пяти летчиков которые "вследствие потери ориентировки лидером, произвели посадку на аэродром противника, г. Таганрог". Кроме Егорова и Единархова, это старшие сержанты Горбачев Олег Михайлович, Добытеев Михаил Семенович и Богатырев Вячеслав Константинович (На всех трех сержантов были уже поданы документы на присвоения воинских званий "младший лейтенант", которые им присвоили уже после событий 17 апреля - 8.05.1943 г.).

Возникает закономерный вопрос, а кто же был шестым пилотом? Ответ, причем весьма неожиданный нашелся, в документах второй дивизии корпуса - 278-й ИАД! Входивший в её состав 15-й ИАП потерял 17 апреля в Таганроге истребитель Як-7Б, который пилотировал старший сержант Грабельников Василий Ферапонтович. Но это ещё не все. При перелете 17 апреля на борту его Як-7, в отсеке за бронеспинкой пилота находился механик звена, техник-лейтенант Кондрахин Алексей Васильевич.

Почему же "як" Грабельникова оказался в одном строю с самолетами не просто чужого полка, а вообще соседней дивизии? Вероятно, из-за неисправности (видимо достаточно серьезной) Як-7 пришлось оставить для ремонта на аэродроме вылета, причем в помощь летчику был выделен и механик звена. Введя матчасть "в строй" они и догоняли свой полк вместе с истребителями 291-го ИАП.

Кроме О.М. Горбачева в плену оказался ещё один летчик 291-го ИАП - М.С. Добытеев. Судя по документам, он попал в плен 18 апреля 1943 г. Что же касается, даты пленения, то поскольку события происходили ближе к вечеру 17-го апреля, можно предположить, что, выпрыгнув с парашютом, либо посадив свой подбитый "Як" на "брюхо", Добытеев смог скрыться от немцев в наступавших сумерках, но видимо был пленен уже утром следующего дня.

Михаил Семенович Добытеев смог с достоинством испить горькую чашу плена. Был освобожден в апреле 1945 г. Успешно прошел в августе 1945 г. спецпроверку. После войны жил в Москве и умер в 1978 г.

По-иному сложилась судьба Горбачева. Изменив военной присяге, он пошел на службу немцам и в конце-концов оказался в т.н. "ВВС РОА", а фактически в 3./Sud FluG 1, подразделении Люфтваффе, которое занималось перегонкой истребителей "Мессершмитт" с заводских аэродромов на фронт. Перегоняя очередной Bf109, он и погиб в авиакатастрофе январе 1945 г.

Отметим ещё один момент. В результате событий 17 апреля в руки противника попал как минимум один исправный истребитель Як-1б (причем новенький, только с завода). Что, опять же, по меркам весны 1943 г. тоже было событием достаточно неординарным. Немцев попытались ценного трофея лишить, для чего на штурмовку таганрогского аэродрома было отправлено два звена "Аэрокобр" из 16-го гвардейского ИАП. Ведущему гвардии капитану А.И. Покрышкину была поставлена задача уничтожить находившийся на нем истребитель "Як". Однако обнаружить "Як" не удалось. Немцы или успели перегнать свой трофей из Таганрога, либо хорошо замаскировали машину на земле. Любопытно, что уже в двадцатых числах апреля 1943 года, наши летчики, в том числе и истребители 3-го ИА, столкнулись с "яком-оборотнем" уже в небе Кубани. То, что это был именно таганрогский трофей утверждать со 100% уверенностью нельзя. Но вероятность того, что наши пилоты имели дело с бывшим "ястребком" 291-го ИАП весьма высока.

Непосредственных виновников трагических событий 17 апреля, пилота и штурмана злополучной "пешки" отдали под трибунал. Командование же 1-го бомбардировочного авиакорпуса отделалось довольно легко. Нескольких человек на время снизили в звании, нескольким объявили выговоры. Сам же "черный день" 3-го ИАК быстро оказался заслоненным наступившими боевыми буднями. Имена погибших в Таганроге пилотов очень скоро канули в пучину забвения.

Кто знает, как все сложилось бы, не будь того трагического 17 апреля, и уже 20-го они вместе со своим полком смогли бы начать свой фронтовой путь. Возможно, кто-то из них подобно своему однополчанину А.Ф. Лавренову стал бы асом и Героем Советского Союза. Кто знает... Но одно мы знаем наверняка, они хотели драться за нашу Родину и они рвались в бой. Не их в том вина, что военная судьба распорядилась иначе┘

Александр Заблотский

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 08:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
Савицкий Евгений Яковлевич
24.12.1910 - 06.04.1990 Изображение
Дважды Герой Советского Союза



Савицкий Евгений Яковлевич - командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, генерал-майор авиации;
командир 3-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации.

Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск Краснодарского края в семье судостроителя. Русский. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе «Пролетарий», работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. Был секретарём комитета ВЛКСМ на заводе «Пролетарий».

В Красной Армии с ноября 1929 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков Приволжского военного округа. После окончания школы остался в ней в качестве инструктора-лётчика и временно исполняющего должность (врид) командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 года – командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой авиаэскадрильи Украинского военного округа (город Киев); с февраля 1936 по июль 1937 года – командир авиационного отряда 32-й штурмовой авиаэскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 года – исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 года – помощник командира и командир 29-го авиационного полка 26-й авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта; С сентября 1940 по апрель 1941 года – командир 3-го истребительного полка; с апреля 1941 до марта 1942 года – командир 29-й истребительной авиадивизии в составе ВВС Дальневосточного фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны подполковник Савицкий с января 1942 года. Занимал должности командующего ВВС 25-й армии (март-апрель 1942) , командира 205-й Кировоградской истребительной авиационной дивизии (с 5 мая по ноябрь 1942), командующего авиагруппой 17-й воздушной армии (ноябрь-декабрь 1942). С декабря 1942 года и до конца войны – командир 3-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии.

Воевал на Западном, Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в боях за освобождение Кубани, Донбасса, Украины, Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Польши, при штурме Берлина (Сталинградская битва, Курская битва, Донбасская, Мелитопольская, Крымская, Вильнюсская, Варшавско-Познанская, Восточно-Померанская, Берлинская наступательные операции).

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е.Я.Савицкий к марту 1944 года совершил 107 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года генерал-майору авиации Савицкому Евгению Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1324).

Из боевой характеристики: «...в этих боях генерал-майор авиации Савицкий показал образцы умения в организации воздушного боя, взаимодействия авиации с приданными средствами усиления и управления частями в сложных условиях наступательного сражения...».

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е.Я.Савицкий к концу войны совершил 216 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года генерал-лейтенант авиации Савицкий Евгений Яковлевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После войны: до октября 1947 года продолжал командовать 3-м истребительным авиационным корпусом, с октября 1947 по август 1948 года – начальник Управления боевой подготовки истребительной авиации Главного управления ВВС СССР. С августа 1948 по февраль 1952 года – командующий истребительной авиации Войск ПВО, одновременно исполняющий обязанности командующего 19-й воздушной истребительной армией ПВО (в феврале 1949 года армия переименована в 78-ю воздушную истребительную), затем командующий 64-й воздушной истребительной армией ПВО. С мая 1953 по январь 1954 года и с ноября 1955 по июль 1960 года – вновь командующий истребительной авиации Войск ПВО страны. С января 1954 по ноябрь 1955 года – слушатель авиационного факультета Военной академии Генерального штаба. С июля 1960 по июль 1966 года – командующий авиацией Войск ПВО страны.

Внёс значительный вклад в перевооружение этого рода авиации, освоение новой техники, организацию переподготовки личного состава авиационных истребительных соединений и частей.

С июля 1966 по апрель 1980 года – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. Под его руководством был осуществлён комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности этого вида Вооружённых Сил СССР.

С апреля 1980 года – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-1966 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (в 1962-1966 годах).

Автор статей по вопросам военной науки («Командир и воздушный бой», «Истребительная авиация ПВО», «За новые успехи в боевой учёбе. О задачах боевой подготовки лётчиков истребительной авиации» и др.).

Жил в Москве. Умер 6 апреля 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Полковник (07.1942);
генерал-майор авиации (17.03.1943);
генерал-лейтенант авиации (11.05.1944);
генерал-полковник авиации (8.08.1955);
маршал авиации (6.05.1961).

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции (23.12.1980), 5 орденами Красного Знамени (в том числе 16.03.1942, 23.11.1942), орденами Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965). Лауреат Ленинской премии (1978). Почетный гражданин города Новороссийск (1970).

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Новороссийск. Его именем назван Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Его дочь – Савицкая Светлана Евгеньевна (р. 1948) – дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 08:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
Тищенко Александр Трофимович
20.11.1916 - 08.04.1976 Изображение
Герой Советского Союза


Тищенко Александр Трофимович - штурман 812-го Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени истребительного авиационного полка 265-й Мелитопольской Краснознамённой ордена Суворова 3-й степени истребительной авиационной дивизии 3-го Никопольского орденов Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 7 (20) ноября 1916 года в селе Ухожа Хрестиновского уезда Киевской губернии (ныне село Шельпаховка Хрестиновского района Черкасской области Украины). В 1937 году окончил рабфак.

С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Для прохождения дальнейшей службы был направлен на Дальний Восток. Служил в 534-м истребительном авиационном полку, летал на самолётах И-15, И-15бис, И-153. В декабре 1942 года в числе тридцати двух летчиков 534-го истребительного авиаполка командир авиаэскадрильи лейтенант Тищенко был направлен на доукомплектование выведенного в тыл после тяжелых боев на Сталинградском фронте 812-го истребительного авиационного полка. Закончив переформирование и пополнение личным составом, полк вошел в состав 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса и в апреле 1943 года был направлен на Северо-Кавказский фронт. В этом полку Александр Тищенко прошел всю войну.

18 апреля 1943 года полк прибыл на аэродром Красноармейская Краснодарского узла и приступил к боевым действиям. Над Кубанью произошло боевое крещение лейтенанта Тищенко. В своем втором боевом вылете, состоявшемся 20 апреля 1943 года, он одержал свою первую победу, повредив немецкий бомбардировщик Ju-88 (при выходе из боя этот бомбардировщик добит однополчанами Тищенко и засчитан в качестве групповой победы), но и его "Як" был подбит вражескими истребителями прикрытия. Лётчик чудом приземлился на переднем крае, по счастью, ближе к своим окопам. А 23 апреля он одержал и свою первую самостоятельную победу, сбив истребитель Bf-109. Всего в воздушной битве над Кубанью лётчик совершил 40 боевых вылетов и сбил 4 самолёта врага.

В должности командира эскадрильи Александр Тищенко участвовал в тяжёлых боях под Мелитополем, над рекой Молочной, в Крыму, при освобождении Севастополя. Летом 1944 года, уже на центральном участке фронта, отличился в боях за освобождение Витебска, Орши, Лепеля, Борисова, Минска, Молодечно, где сбил 8 вражеских самолётов.

Осенью 1944 года капитан Тищенко назначен штурманом 812-го истребительного авиационного полка. В ноябре 1944 года 3-й истребительный авиационный корпус был включен в состав 16-й воздушной армии и в её составе участвовал в Висло-Одерской операции.

К февралю 1945 года Тищенко совершил 351 боевой вылет, провёл 83 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в группе 1 самолёт противника. За эти подвиги был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако Указ о присвоении ему этого высокого звания состоялся более чем через год.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные на фронте борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года капитану Тищенко Александру Трофимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9012).

За оставшиеся до Победы три месяца войны 812-й истребительный авиаполк, в котором воевал Тищенко, прикрывал с воздуха операции по расширению нашими войсками плацдарма на реке Одер у Кюстрина, ликвидации Восточно-Померанской группировки противника и взятию Берлина.

Всего к концу войны А.Т. Тищенко произвёл 397 успешных боевых вылетов, участвовал в 90 воздушных боях, в которых сбил лично 21 самолёт противника и еще 3 в группе с товарищами. Также имел на боевом счету десятки сожженных на земле автомашин, повозок с грузами, уничтоженные и поврежденные самолета противника при ударах по вражеским аэродромам. В годы войны летал на истребителях Як-1, Як-9, Як-7б, Як-9У. Неоднократно вылетал в боевые вылеты ведомым командира авиакорпуса дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта (будущего маршала авиации) Е.Я. Савицкого.

После войны А.Т. Тищенко продолжал служить в ВВС. В 1952 году он окончил Военно-Воздушную академию, защитил диссертацию кандидата военных наук, много лет вёл научную и педагогическую деятельность в Военно-Воздушной Краснознамённой академии. В 1960 году полковник А.Т. Тищенко был уволен из Вооруженных Сил в запас.

Жил и работал в Монино, написал несколько книг-воспоминаний о Великой Отечественной войне "Ведомые "Дракона", "Дракон" идёт на цель". Умер 8 апреля 1976 года. Похоронен в посёлке Монино Щёлковского района Московской области на Гарнизонном кладбище.

Награждён орденом Ленина (15.05.46), 3-я орденами Красного Знамени (24.12.43 27.03.44; 30.10.44), орденами Александра Невского (29.03.45), 2-я орденами Красной Звезды (02.05.43; 21.08.53), медалями "За боевые заслуги" (24.06.48), "За победу над Германией", "ХХХ лет СА и ВМФ".

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 09:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2011, 08:39
Сообщений: 22
Медали: 2
За отвагу (1) Орден Славы 3-й степени (1)
Эпизод с уничтожением "Таганрогских яков" это вообще вещь в себе. В мемуарах я встречал не менее 10 описаний встреч с ними.
"Эта история имела последствия. Уже в июле, при прорыве Миус-фронта, мы обнаружили, что в боевое построение наших самолетов вклиниваются «ЯКи», которые атакуют и пытаются сбивать своих же. Мы сразу смекнули, что противник пустил в дело те две захваченные машины, оборудовав их своими пушками «Эрликон». Один такой самолет наши ребята сбили и, обнаружив в кабине летчика-румына, расстреляли его без лишнего шума. А второй самолет так и торчал занозой в памяти наших пилотов, пока мы не справились и с ним, не без труда и огрехов. Наш полк уже базировался ближе к Миус-фронту в районе Саур-Могилы, где намечался прорыв, когда объявился второй «охотник», опытнее и изощреннее первого. Когда Хрюкин узнал об этом, то он принял решение вечером перекрасить все, обычно красные, «коки» — колпаки впереди пропеллеров наших истребителей в белый цвет. А в случае появления краснококого «ЯКа», всем сбивать его без всякой пощады.

Все бы ничего, да разве сделаешь упреждение на наше разгильдяйство. Самолет нашего пилота Гриши Бескровного накануне оказался в полевой авиаремонтной мастерской с какой-то неисправностью. Никто не обратил внимания на это дело, и при взлете на боевое задание, «кок» — колпак на втулке воздушного винта, для лучшей обтекаемости встречного потока воздуха в полете, на самолете Гриши Бескровного так и остался красным. Уже при заходе на цель командир эскадрильи Яша Сорокин, вдруг, не без удивления, заметил среди самолетов своей эскадрильи щеголявших белыми коками, краснококий «ЯК». По команде Яши восемь наших истребителей открыли огонь по самолету Бескровного, который совершенно обалдел, не понимая, что происходит, и принялся истошно орать по радио: «Что вы делаете, дураки!!! Зачем вы за мной гоняетесь?!» Кроме этих слов Бескровный так забористо матерился, что Яша Сорокин сразу смекнул — немцу или румыну такое не по силам. Именно это и спасло Бескровного, который, кроме того, громко называл свою фамилию. Ребята поумерили пыл, а здесь еще появились «Мессера», окончательно спасшие Бескровного — нашим стало не до него. Когда эскадрилья приземлилась, то у Бескровного в самом деле в лице не было ни кровинки. Не особенно бодрый вид имел и Сорокин. Оба были бледные и заметно тряслись. Мы осмотрели самолет Бескровного и обнаружили немало пробоин.
.... А вскоре к одной из наших эскадрилий пытался пристроиться настоящий «герой» этого романа, и пилот третьей эскадрильи, старший лейтенант Миша Мазан, не промазал по нему из пушки. Летчик сбитого настоящего «краснококого» опустился на парашюте и снова оказался румыном. Его встретили приветливо и отвели к ближайшему оврагу, откуда скоро застучали выстрелы пистолетов «ТТ»."

или вот эпизод
""При выполнении задания по прикрытию наземных войск в районе Шевченко, Веселое, Поневка, Н.Петровка, в 16.45 группа Осадчиева зпметила, как из облачности вышел Як-1 без номера и начал ходить сзади, маскируясь облачностью. Мл.лейтенант Кузнецов заметил, как Як-1 без номера атаковал лейтенанта Кошман, произвел одну очередь и сразу ушел облачность. Кузнецов начал его преследовать, т.е. сразу ушел за ним в облачность. Як-1 без номера вышел из облачности западнее Верхний Рогачик и повернул на Никополь. В районе севернее 5 км Верхний Рогачик Як-1 без номера был обстрелян ЗА противника. Як-1 без номера начал давать сигнал "многократные клевки", после этого ЗА противника прекратила огонь. Мл.лейтенант Кузнецов начал преследовать его и дававть те же сигналы "клевки", ЗА противника огонь не вела. Як-1 без номера шел, маскируясь облачностью, а Кузнецов под облачностью, выжидая, когда <Як-1> выйдет из облачности. В районе южнее 5 км Б.Знаменка Як-1 без номера вышел из облачности, мл.лейтенант Кузнецов произвел одну очередь по нему, после чего Як-1 без номера загорелся и упал в районе 5 км южнее Б.Знаменка. Мл.лейтенант Кузнецов считает <что> сбитый самолет <был самолетом> противника.""
Я так понимаю что немало случаев стрельбы по своим было списано на этих яков..

_________________
Инструктор 2КИ, Старший Cержант ИАП

-Отчего я такой добрый и терпеливый при моей-то тяжелой жизни? Другой бы на моем месте давно всех убил, один остался...(с)


Последний раз редактировалось XopT 03 окт 2011, 10:05, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 09:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
XopT писал(а):
Про Таганрогские яки первым написал Jack вот тута http://avia-sim.ru/forum/viewtopic.php?t=59

Я не совсем понимаю смысл этого сообщения. На авторство этих сообщений и на первенство я не претендую. Я беру информацию из открытых источников и размещаю ее для ознакомления Скворцами и курсантами сквада, который посвящен памяти Третьего истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса

Если же речь идет о том, что не "в том месте" или мол, зачем копировать, если где-то это уже есть, то отвечаю: для удобства, чтобы вся нужная информация была в одной ветке, а не по разным сайтам в сети.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 09:47 
Не в сети
Основатель сквада

Зарегистрирован: 15 сен 2010, 20:12
Сообщений: 682
Откуда: Украина,Киев
Медали: 3
За боевые заслуги (1) Орден Красного Знамени (1) Орден Отечественной войны IIст (1)
Спасибо за интересную статью! ;) Лично я слышу об этом впервые...

_________________
Основатель сквада, Майор


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 09:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
По мере доступности информации и свободного времени буду еще выкладывать биографии летчиков и случаи из жизни 3-го ИАКа.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 10:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2011, 08:39
Сообщений: 22
Медали: 2
За отвагу (1) Орден Славы 3-й степени (1)
Я не совсем понимаю смысл этого сообщения. На авторство этих сообщений и на первенство я не претендую. Я беру информацию из открытых источников и размещаю ее для ознакомления Скворцами и курсантами сквада, который посвящен памяти Третьего истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса

Не обращай пристального внимания :D просто изначально ее писал мой земляк и хороший друг.
А вообще лучше бы дал ссылки на мемуары летчиков и командиров из 3 ИАК
как вот мемуары командира 3ИАК Савицкого
http://militera.lib.ru/memo/russian/sav ... index.html
Или вот Федоров из 812 ИАП


Вложения:
fedorov.zip [381.17 Кб]
Скачиваний: 88

_________________
Инструктор 2КИ, Старший Cержант ИАП

-Отчего я такой добрый и терпеливый при моей-то тяжелой жизни? Другой бы на моем месте давно всех убил, один остался...(с)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 10:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 мар 2011, 01:53
Сообщений: 101
Откуда: Москва
XopT писал(а):
Я не совсем понимаю смысл этого сообщения. На авторство этих сообщений и на первенство я не претендую. Я беру информацию из открытых источников и размещаю ее для ознакомления Скворцами и курсантами сквада, который посвящен памяти Третьего истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса

Не обращай пристального внимания :D просто изначально ее писал мой земляк и хороший друг.
А вообще лучше бы дал ссылки на мемуары летчиков и командиров из 3 ИАК
как вот мемуары командира 3ИАК Савицкого
http://militera.lib.ru/memo/russian/sav ... index.html
Или вот Федоров из 812 ИАП


Ну я же не против, пусть пишет =)
А по поводу мемуаров - вещь очень хорошая, но одно дело мемуары читать, другое - коротеньку статейку =) в мемуарах информация точнее и подробнее, но не у всех есть столько времени, чтобы сидеть и читать в один присест, а статейку или вырезку из биографии прочитать - дело 5 минут. Поэтому я и решил выкладывать тут подобные вещи.
А мемуары, людей, имеющих доступ к модерированию, прошу перенести в сообтветствующую тему.

_________________
Старшина БАП


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: 3 ИАК
СообщениеДобавлено: 03 окт 2011, 13:58 
Не в сети
Основатель сквада

Зарегистрирован: 15 сен 2010, 20:12
Сообщений: 682
Откуда: Украина,Киев
Медали: 3
За боевые заслуги (1) Орден Красного Знамени (1) Орден Отечественной войны IIст (1)
Рома спасибо за книгу Фёдорова искал её в инете никак не мог найти,теперь с удовольствием почитаю :)

_________________
Основатель сквада, Майор


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB